1,26 Mb.страница2/14Дата конвертации02.09.2011Размер1,26 Mb.Тип Смотрите также: 2 ^ 2. Технология процесса обучения по учебной дисциплине «Отечественная история» Эффективное обучение «Отечественной истории» в современных условиях требует детально разработанной технологии процесса обучения. Сам термин «технология» (от греч. techne ЂЂЂ искусство, мастерство, умение, и logos ЂЂЂ понятие, знание) многозначен. Под технологией понимается: техника; описание последовательности трудовых операций, необходимых для превращения предмета труда в продукт, и самый процесс, соответствующий описанной методике; сфера деятельности человека, вместе с совокупностью знаний, обеспечивающих ее; общая характеристика деятельности, типичной для того или иного социума; особый тип мироотношения, присущий индустриальной и постиндустриальной эпохам3. Технология обучения включает методы наиболее эффективного достижения поставленных целей. В этой связи выделим основные цели курса «Отечественная история». Основные цели преподавания отечественной истории: дать связное повествование об основных периодах и тенденциях Отечественной истории в контексте мировой с древнейших времен по настоящее время, строго соблюдая объективность и историческую правду; научить студентов выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов, систематизировать и обобщить огромный массив самого разнообразного материала, свести отдельные и часто разрозненные факты и события в стройную систему достоверных знаний, выявить причинно-следственные связи между ними, показать глубинные процессы, определяющие ход общественного развития, его движущие силы и мотивацию. В ходе изучения отечественной истории: раскрываются: основные закономерности и направления мирового исторического процесса, основные этапы и исторические особенности развития России, место и роль России в мировой истории, ее влияние на развитие Евразии и обратное воздействие евразийских факторов на жизнь страны, общее и особенное в истории нашего Отечества по сравнению с другими народами и государствами; дается представление об особенностях российского типа эволюции, специфике природно-климатических и геополитических условий развития, истоках государственного деспотизма, особенностях социального реформизма, личностного фактора и духовного начала, отношениях между государством и обществом на различных этапах развития России; рассматриваются проблемы, возникающие в социальной сфере под воздействием научно-технического прогресса, анализируется влияние технологической и глобальной информационной революции на современные общественные процессы; обращается внимание на тенденции развития мировой историографии, анализируются те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последние десятилетия. Под технологией процесса обучения по учебной дисциплине «Отечественная история» понимается совокупность приемов и методов, используемых преподавателями для формирования целостного представления об истории Отечества. В основе технологии обучения по учебной дисциплине «Отечественная история» лежит четкая периодизация, использование устойчивых исторических определений, проблемное изложение ключевых вопросов, что позволял выявить основные тенденции мирового развития и особенности исторического пути России. ^ Технология процесса обучения по учебной дисциплине «Отечественная история» включает в себя следующие методы: метод проблемного обучения, методы последовательно-текстуального и поэтапного изучения исторических источников; метод логических заданий; метод обучающей игры; метод тестирования; использование аудиовизуальности и вербальности в формировании исторических знаний; использование дистанционного обучения. В целях совершенствования преподавания коллектив кафедры истории и философии стремится построить курс таким образом, чтобы отечественная история рассматривалась в контексте мирового исторического процесса, при этом мы руководствуемся сравнительно-историческим методом изучения. Исходя из огромного объема учебного материала (IХЂЂЂХХPвв.), преподаватели кафедры используют единственно приемлемый в этой ситуации проблемный метод чтения лекций. Учитывая серьезные изменения в общественно-политической жизни нашего общества и стремясь по-новому осмыслить исторический процесс, преподаватели стараются найти объективное решение различных вопросов. На этом пути приходится преодолевать серьезные препятствия, ибо за последнее время авторами ряда публикаций по актуальной исторической тематике становились не профессиональные историки, а люди случайные, заинтересованные в сиюминутной выгоде и обосновании своих политических взглядов. Проблемный метод определил и использование при проведении семинарских занятий обучающих игр. Так, например, изучая историю русских революций, можно провести семинар-прессконференцию. Студенческая аудитория разбивается на две части,
Учебно-методический комплекс по дисциплине отечественная история
2. Технология процесса обучения по учебной дисциплине «Отечественная история»
Комментариев нет:
Отправить комментарий